В Венеции запрещен любой колесный транспорт, даже велосипеды. Лошадей и тех не видели на острове вот уже более пятисот лет. В полдень, когда на вокзал Санта Лючия прибывает утренний поезд из Флоренции и Рима, город заполняет многоголосый щебет: колесики чемоданов стучат по камням мостовых – это прибывшие в Венецию пешком расходятся по своим домам и гостиницам. Весь существующий в Венеции транспорт – водный: если вы не идете пешком, значит едете по воде – других вариантов нет.
За Венецией закрепилась слава города романтического и даже немного театрального. А ведь по сути – это город отважных моряков и удачливых торговцев. Именно морю и торговле венецианцы обязаны грандиозным расцветом и невероятным богатством прошлых веков. В XVIII веке, во времена Казановы, жизнь Венеции представляла собой один нескончаемый праздник. Карнавалы без передышки сменяли друг друга, люди месяцами не снимали маскарадных масок. Венеция уже не та, и торговля не та – другие маршруты и другие товары. Дома и каналы с тех пор практически не изменились, а вот прежние хозяева города без следа канули в Лету. Теперь по их улицам ходим мы - заглядывают во дворцы и дворики, с удивлением глазеем на роскошно убранные соборы, смотримся с мостиков в воду...
Венеция не та, но море осталось прежним, оно совсем рядом, здесь, где-то сразу за собором Сан-Джорджо Маджоре. Оно напоминает о себе йодистым запахом водорослей, налетающими дождиками, туманами, наводнениями.
И передвигаться в Венеции можно только по воде.
Самый популярный и самый доступный вид венецианского общественного транспорта – вапоре́тто (итал. Vaporetto), речной трамвай. По Венеции проходит несколько маршрутов вапоретто, каждый под своим номером. Главная пассажирская магистраль – Гранд Канал. Есть маршруты по лагуне вокруг города и на ближайшие острова – Мурано, Торчелло, Бурано. Большинство маршрутов начинается от железнодорожного вокзала Санта Лючия.
И вапоретто напоминает нам, что Венеция - морской город. Каждая остановка речного трамвая – это швартовка в миниатюре, с забрасыванием швартовых канатов на кнехт и перекидыванием на берег трапа.
К слову сказать, 41 и 42 маршруты являются круговыми, они хорошо подходят для первой обзорной экскурсию по городу. Билет на час стоит 6,5 евро, в течение часа вы можете сколько угодно раз сходить на берег и садится обратно. Можно купить такой билет на 3, 6, 12 часов, на сутки, двое, на неделю. Недельный проездной обойдется в 55 евро. Есть билеты семейные и действующие только на Гранд Канале. Как вы понимаете, местные жители платят за транспорт меньше, у них льготы. Практическое замечание: билет начинает действовать не с момента покупки, а с момента компостирования на пирсе, поэтому его можно купить заранее.
В Венеции не работают привычнее законы логики. Здесь у подъезда припаркован не автомобиль, а моторная лодка. Здесь мостик может вести не на противоположную набережную канала, а прямо к дверям чьей-то квартиры. А как вам семейная прогулка в воскресенье, где-нибудь на острове Лидо, до которого нужно добираться на собственной моторной лодке? Причем собака по праву всеобщего любимчика выбирает место на самом носу: оттуда, естественно, открывается лучший вид на лагуну.
Даже наводнение здесь никого не удивляет и не вызывает паники. На небольшой подъем воды, когда затапливается лишь часть площади Сан-Марко, никто вообще не обращает внимания. На тротуарах и площадях откуда-то мигом появляются составленные из секций дорожки-помосты, полицейские надевают сапоги выше колена, - вот, пожалуй, и все. Даже среднее наводнения, когда подтапливаются магазины и низкие первые этажи, здесь представляется обычным делом. На первый этаж дворца-музея можно не попасть, но остальные будут открыты – смотрите, пожалуйста!
Автомобилей в Венеции нет, а вот катер или лодка – непременный атрибут жизни. Даже на традиционном утреннем рынке торговля овощами и дарами моря происходит прямо с катеров.
Когда-то морскую галеру строили в Венеции всего за один день. Почетного гостя города приводили утром на верфь и показывали первые шпангоуты, заложенные на стапель. Весь день обеды и развлечения следовали один за другим, а вечером гость, пораженный и расслабленный приемом, присутствовал при торжественном спуске на воду готового судна, причем обученная и укомплектованная команда тут же грузила на борт припасы и отправлялась в плавание.
Именно с венецианцами договаривался предводитель крестоносцев Бонифаций Монферратский о переправке в Египет своей армии. Той самой армии, которую лукавый дож Энрико Дандоло вместо Святой Земли направил сначала на разграбление торгового далматинского города Задара, а потом и самого Константинополя. Представляете, какого размера флот требовался для того, чтобы переправить на другую сторону Средиземного моря 20-тысячную армию рыцарей, вместе с лошадьми и амуницией!
Кстати, сам венецианский дож тоже передвигался по воде. Судном ему служил роскошный буцинтавр – (buzino d’oro, золотая барка), которым управляли 12 гребцов. Последний и самый роскошный буцинтавр был построен в 1729 году. Его разрушили наполеоновские солдаты в 1798. Разрушили ради того, чтобы унести с собой драгоценные украшения судна. Останки буцинтавра можно увидеть в музее Коррер и Арсенале.
Во время инаугурации, перед тем, как отправиться в свою резиденцию на остров Лидо, дож бросал в воды лагуны самый большой из своих перстней – драгоценный дар морю. С морем шутки плохи, его нельзя гневить! Дож выбирался из представителей крупной торговой аристократии. Страшно подумать, что за перстни лежат на венецианском дне!
Ну и конечно же, Венецию нельзя представить без гондол. Гондолы – это особая история и особый рассказ. Венецианцы этим транспортом, естественно, не пользуются, считая развлечение для туристов. А вот соревнования гондольеров посещают с удовольствием.
Ежегодно в первое воскресенье сентября проводится знаменитая Историческая регата (Regata Storica). Она состоит из торжественного парада гондол и гонки на 7 километров. Свои команды на регату выставляют все районы и острова города. В регате принимаю участие гондолы особой конструкции, гондола ди регата (итал. gondola di regatta). Есть в Венеции и марафонская регата на дистанцию в 32 километра. Между прочим, само слово регата имеет венецианское происхождение.
Разновидностью гондолы является и трагетто (итал. Traghetto - паром) – эти маленькие переправы через Гранд канал. Трагетто - это большая гондола, управляемая сразу двумя гондольерами. 15 человек, которых она берет на борт, переезжают через канал стоя. Для туристов это развлечение. А для местных жителей может быть частью пути, скажем, из дома на работу. Переправа стоит 50 евроцентов.
На каналах Венеции, как и на любых городских улицах, есть светофоры. Они висят над перекрестками и имеют только два "глаза": красный и зеленый. Впрочем, правила движения в Венеции, как и во всей Италии, имеют характер не обязательный, а рекомендательный – если при приближении к перекрестку громко кричать и красноречиво размахивать руками, плыть можно на любой сигнал светофора.
И это, в общем, понятно. Зачем нужны правила, если душа твоя широка, как Средиземное море, а сердце полно отваги? Если ты чувствуешь в себе кровь предков, бороздивших все известные моря ради славы и сокровищ! Если море, манящее море лежит совсем рядом, где-то сразу за собором Сан-Джорджо Маджоре!
Не нужны они совсем, эти правила! Да и нет на воде тормозов…
Павел Верещагин