Фейерверк масок комедии Дель арте
Как-то на одном из Венецианских карнавалов мы встретили два весьма любопытных персонажа. Припоминаете? Ну, конечно! Это Арлекин и Коломбина - самые популярные персонажи итальянской театральной комедии дель арте. В 16-17 веках они олицетворяли расцвет итальянского сценического искусства, поклонниками которого были правители многих европейских государств.
На этот раз мы отправимся в путешествие по миру масок, чтобы вернуться к истокам театра. Считается, что дель арте своими корнями восходит к пышным уличным празднествам и карнавалам, столь популярным в Венеции. Наверное, поэтому именно этот город являлся одним из основных центров зарождения и развития театра импровизаций.
По поводу происхождения комедии нет конкретно единого мнения. Иногда предков и собратьев итальянских масок находят изображёнными на помпейских фресках. Кто-то придерживается мнения, что дель арте своими корнями восходит к скоморохам, ародным фарсам и мистериям средневековья. La commedia dellarte (ит.) или комедия масок возникла в середине XVI в. как народный театр эпохи Возрождения, спектакли которого были направлены на развлечение массового зрителя. то уже потом, гораздо позже простые актёры - акробаты с улиц Венеции и Неаполя отправились в театры и в салоны аристократов, где и стали олицетворять театр импровизаций, которым издалека восхищались Мольер и Шекспир.
Обычно текст комедии возникал тут же, во время спектакля, по краткому, заранее известному сценарию, поэтому одно из названий дель арте – это комедия по сюжету (а соджетто). Количество ролей в сценарии зависело от состава труппы. Обычно она насчитывала 10—12 человек. За всеми членами закреплялись определенные персонажи и своеобразные амплуа, переходившие из одной пьесы в другую. Комедия дель арте, по сути, — комедия актера. Он создавал свою роль, не только играя, но и придумывая ее почти целиком. Именно его талант, в конечном счете, определял участь и успех спектакля. Импровизация была, конечно, далеко не полной. Для каждой роли существовали общие места, которые заучивались наизусть и повторялись в любой пьесе, где была подходящая ситуация. Обычно актёры заранее договаривались о согласованности действий. А вот репетиции как таковые, во всяком случае, в нашем смысле этого слова, были невозможны, так как на каждом представлении менялись и текст и игра. Одним из важных элементов игры актера были лацци. Они развлекали и оживляли публику, вносили определённый эффект неожиданности. Лацци – это определённые действия актёра, чем-то напоминающие пантомиму: сальто, пощёчины, ловля мухи или плевки косточками вишен.
В масках, как правило, выступали актёры - комические персонажи, а роли женщин и влюблённых исполнялись без них. Обычно динамику действия и интригу пьесы задавали комедийные слуги – дзанни. Произошло это слово от итальянского имени Джованни, которое было очень популярно в то время. Особенностью типа маски комедийного слуги являлся вытянутый нос. Причём, чем он длиннее, тем более глупый персонаж перед нами. Наиболее распространённые маски слуг в итальянской комедии – это Арлекин и Бригелла.
Арлекин, пожалуй, самый известный и горячо любимый венецианцами персонаж. Обычно он носил черную маску с прыщем на носу и лоскутный костюм. По сюжету он был влюблён в служанку - кокетку Коломбину. Её платье состояло из разноцветных кусков ткани, как и костюм Арлекина. Эта девушка была одним из самых хитрых персонажей: манипулировала и строила интриги. Плутоватый и глупый слуга вместе с его подружкой неизменно вызывали бурю эмоций у публики.
Хозяева в комедии именовались маньифичи. Типичный представитель этой группы персонажей – Панталоне, поклонник хорошеньких женщин и изысков, скупец и сребролюбец. По сюжету он часто приударяет за Коломбиной. На нём обычно одеты красные штаны и куртка, чёрный плащ и маска с крючковатым носом.
Следующая группа персонажей комедии - это влюбленные. Они были очень красиво одеты, изысканно двигались и говорили.
Труппы итальянских актеров-импровизаторов пользовались необычайным успехом не только в Венеции, где впервые появилась комедия дель арте, и не только в Италии, но и за границей. Повсюду — в Вене, Берлине, Париже, Лондоне, Санкт-Петербурге - существовали постоянные итальянские театры или работали заезжие труппы. Интересно, что именно комедия масок поспособствовала появлению первого профессионального театра Европы.
Наталья Орехова