лого

Венеция

Географический домен .it Телефонный код +39 41 Валюта евро

вход на сайт

Главная / Музей военно-морской истории
 

Музей военно-морской истории

За вход в венецианский Музей военно-морской истории берут смехотворно маленькую плату  – 1,55 евро. Для сравнения вход во Дворец Дожей стоит 18 евро, в довольно скромные по содержанию залы Академии художеств - двенадцать. Если учесть, что туалеты в Венеции, как правило, платные (даже на железнодорожном вокзале Санта-Лючия) и за возможность «припудрить носик» с вас возьмут от 1,5 до 2 евро, то в некоторых случаях поход в Военно-морской музей даже может стать коммерчески выгодным мероприятием.

 

Между тем, этот музей – пять полноценных этажей и более 25 000 чудесных экспонатов.

 

Первый этаж посвящен старинному оружию, холодному и огнестрельному, - всяческим шпагам, кинжалам, саблям и сабелькам, а также аркебузам, пищалям, многоствольными мушкетам, ручным мортирам,– хитроумным и наивным орудиям средневековой войны. А еще здесь выставлены  тщательно выполненные макеты средневековых крепостей, построенных Венецией на Кипре, Крите, Корфу и даже в Крымском Судаке – крепостей, ставших в свое время ареной исторических дел и сражений. На этих моделях еще совсем недавно изучали историю и осадно-оборонительную  тактику курсанты венецианской военно-морской школы имени Франческо Морозини.

 

Большая экспозиция второго этажа посвящена гребному флоту, и это неудивительно: именно с галерами и галеасами связан самый славный период венецианской морской истории.

 

Тактика боевых действий галер была проста – опередить противника, зайти с фланга и протаранить вражеский борт специально приспособленным для этого носом своей галеры. Прекрасно выполненные модели из дерева позволяют разглядеть все в деталях: в каждую уключину было вставлено по три огромных весла, которыми орудовали, соответственно, три гребца. Гребцы занимали всю палубу, их число доходило до двухсот. Гребли стоя, лицом вперед, налегая на весло грудью, а не сидя на лавках, как утверждают исторические фильмы. Абордажная команда теснилась в надстройках на корме и выходила оттуда только в момент атаки… Заметим кстати, что  гребцы в последние столетия были вольнонаемными, а не рабами.

 

(Какими простодушными  и прямолинейными были когда-то войны. Это вам не распыление газа нервнопаралитического действия и не взрыв ядерной бомбы с расчетом на долгую мучительную смерть противника от действия проникающей радиации.)

 

Между прочим, последнее сражение гребных галер, легендарная битва при Лепанто, произошло аж в 1571 году. Лепанто - одно из величайших морских сражений военной истории: коалиция европейских флотов во главе с венецианским разгромила громадный турецкий флот и остановила, наконец, давление мусульманского Востока на христианскую Европу. Повторю: это произошло в 1571 году. А в 1588, спустя всего лишь 17 лет,  в Ла-Манше состоялись не менее знаменитое сражение испанской Непобедимой армады с англо-голландским флотом. И это была уже битва совсем другой эпохи – эпохи владения парусом, умелого маневрирования, лавирования при встречном ветре, дальнобойной артиллерии…

 

В битве при Лепанто принимал участие Мигель Сервантес и его брат Родриго. Автор «Дон Кихота» в этом сражении был трижды ранен и до конца жизни гордился искалечено при Лепанто рукой. На видном месте в историческом зале висит портрет венецианского адмирала Андреа Дориа, победителя при Лепанто.

 

В музее вообще много портретов. Причем портреты знаменитых венецианских адмиралов – победителя генуэзцев Витторио Пизани, героя Антальи и Смирны Пьетро Мочениго, грозы турок Франческо Морозини – обращают на себя внимание. Они нам непривычны: можно подумать, что перед нами не портрет вояки, отправившего на морское дно десятки вражеских судов вместе с командами, а изображение педагога или ученого. Живопись зафиксировали какие-то человеческие черты – житейскую мудрость, проницательность, личную скромность в сочетании с чувством собственного достоинства, даже скорбь… Поневоле вспоминаются портреты легендарных советских маршалов – суровые, непреклонные, очень волевые. Впрочем, дело, скорее всего, в традиции военного портрета: военачальники по всему миру принадлежат к одному племени и похожи друг на друга, а вот художники считают важным запечатлеть разное. Ведь советские маршалы – это солдаты империи, а венецианские адмиралы – воины республики.

 

К слову: именно артиллеристы адмирала Морозини произвели роковой пушечный выстрел, приведший к взрыву османского склада пороха и разрушивший одно из семи Чудес света - Афинский Парфенон. Сохранившиеся фрагменты адмирал вывез в Венецию.

 

В залах парусного флота, среди любовно выполненных моделей шхун и бригов, фрегатов и клиперов, я вообще провел бы целый день – будь, конечно, в моем распоряжении побольше времени в Венеции. Ходил бы от макета к макету, представляя себя то матросом, сворачивающим паруса на верхней рее, то юнгой, обозревающим горизонт из плетеной люльки на ноке грот-мачты. Бум-брамсель-стеньга! По местам стоять,  с якоря сниматься! Киль и клотик, планширь и бегущий такелаж. Слова, с детства знакомые по книгам Стивенсона и Жюля Верна, до сих пор звучат в ушах, как волшебная музыка… Целый день, не меньше, а если можно, остался бы еще и на ночь – в таком зале наверняка снятся удивительные сны!

 

Любопытная деталь: использовать паруса первыми начали торговые суда, а лишь потом, спустя многие десятилетия, и военные тоже. В истории, как правило, чаще происходило ровно наоборот: военные нужды способствовали внедрению новых технических решений и лишь потом эти решения становились достоянием гражданского быта. А дело в том, что галеры поначалу оставались более быстроходными, чем парусные суда, и не зависели в маневрах от направления ветра. А на парусных, в свою очередь, не нужно было содержать многочисленную,  дорогостоящую, прожорливую команду гребцов…

 

Короче, мой совет: обязательно сходите в музей Военно-морской истории. Не знаю, как женщины, а мужчины получат истинное удовольствие. Тут взрослые солидные дяди стремительно молодеют и становятся очень похожи на подростков. А уж подростки!.. Кого, скажите, не манили в юном возрасте морское мужество и романтика дальних странствий?

 

Больше всего посетителей собирается в залах верхних этажей, посвященных ХХ веку, кораблям Первой и Второй мировых войн. Молодежь разглядывает показанное в разрезе устройство и вооружение, исполинские внутренности современных силовых машин. Молодых людей завораживает мощь и натиск, совершенство техники и чудеса прогресса.

В музее еще много что интересно.

 

Как вам, к примеру, настоящая управляемая торпеда с паровым двигателем? Не знаю, как будет у вас, а лично меня подмывало тут же скинуть пиджак, оседлать торпеду и, положив руки на рычаги управления, стать отважным рулевым, готовым в последний момент перед взрывом спрыгнуть в беспокойное море.

 

А коллекция военно-морской одежды, начиная с синих пелерин XVII века и кончая скафандрами современных глубоководных водолазов? А восковые фигуры морских офицеров в парадной форме разных эпох, эполеты и аксельбанты? А стенды с разнообразными флотскими фуражками, шапочками, кепи, собранными по всему миру, где среди прочей экзотики красуется бескозырка с гордой и трогательной надписью «Черноморский флот»?

 

А полутораметровая модель последнего Букинтавра, роскошной золотой барки, buzino d’oro, более полувека перевозившей дожа по водам лагуны? Букинтавр служил бы и дальше, если бы не Наполеон и его солдаты: в 1798 году барка была разобрана на части ради ее драгоценного убранства. Часть переплавленного металла пошла на возведение знаменитой Колонны революции на Вандомской площади в Париже.

 

В зале под крышей собраны гондолы – как без них – и уже не модели, а реально существовавшие лодки, плававшие по каналам, а потом попавшие в музей. Любопытна изящная и драгоценная гондола, пассажиркой которой была когда-то эксцентричная Пегги Гуггенхайм, а также экземпляр, полученный музеем в дар от Британского консула, - в Венеции и дипломаты передвигаются по воде, обходясь без лимузинов с регистрационными номерами приметного цвета и флажками на капоте.

 

Между прочим, музей основали австрийцы во времена, когда Венеция входила в состав Австрийской империи. Это второе доброе дело, которое совершили на венецианской земле завоеватели. Первым, как известно, было изобретение оккупантами прохладительного напитка под названием Шприц Апероль. В музее, его конечно, не подают, но во всех остальных местах Венеции – он до сих пор самый популярный.

 

В заключение замечу, что у музея Военно-морской истории есть все же один недостаток: он работает только в первой половине дня: по будням до 13.30, в субботу до 13.00. В воскресенье музей вообще выходной.

 

Почему? Точно никто не знает. Лично я подозреваю, что в остальное время в музей приходят по специальным приглашениям группы счастливчиков, которые ложатся на музейный кушетки, закрывают глаза и смотрят, смотрят волшебные сны, в которых участвуют Жак Паганель, лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Джон Манглс и дети капитана Гранта.

 

Павел Верещагин

В музее есть экспонат, объясняющий поэтапное строительство гондолы.
Пояснения к одному из экспонатов музея - знаменитой форколе - особой венецианской уключине, позволяющей эффективно управлять гондолой.
Создатель страницы: Vereschagin+

Дополнения

Великолепно, Вам можно книги писать. Поздравляю. А музей действительно хорош!!! Николай.

Написал: Гость   |   Написано:2013-06-08 02:05:03   |   #24    

И правда, такое чудное, увлеченное описание. Пишите путеводители! И подскажите, где можно, совсем рядышком с этим музеем отведать очень хорошего шприца? (Знаю, он есть практически везде, но тем не менее, может, есть неподалеко (интересует направление в сторону Scuola San degli Schiavoni).

Написал: Гость   |   Написано:2013-12-20 12:43:36   |   #29    

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutVenice.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!