Конечная станция железной дороги Милан-Венеция – вокзал Санта Лючия, единственный на все 118 венецианских островов. Вокзал связан с материком самым длинным в Венеции мостом делла Либерта, великолепный вид на который открывается сразу после выезда с вокзала Местре. Этот трехкилометровый узкий и низкий мост состоит из двухсот двадцати двух арок из кирпича и заканчивается на площади Рима, однако одно из его ответвлений уходит в многонаселенный жилой район Венеции Каннареджо – там, на его западной окраине, и находится вокзал Санта Лючия.
Здание вокзала выросло здесь в середине XIX века на месте церкви Святой Лючии: месте захоронения мощей раннехристианской мученицы Луции Сиракузской, покровительницы слепых. В 1860 году, после появления дамбы, скрепившей Венецию с материком, появилась необходимость в постройке вокзала. Церковь была снесена, а мощи покровительницы Венеции перенесены в близлежащую церковь Сан-Джеремия. В тридцатых годах прошлого века, при правлении Муссолини, здание вокзала начали перестраивать по проекту архитектора Вирждилио Валло, но работы по реконструкции закончились только в 1952 году под руководством инженера Паоло Перилли.
Как утверждают многие венецианцы и приезжающие, это здание сильно выбивается из архитектурного ансамбля города. Так, например, Томас Манн в своей новелле «Смерть в Венеции», сравнивал путь в Венецию через вокзал с проходом во дворец через черный ход и советовал отправляться в город по морю.
В ноябре 2009 года вокзал было решено реконструировать, но проект подразумевает только внутреннюю реконструкцию, которая упорядочит пассажиропотоки и сделает использование вокзалов более удобным для пассажиров, а не перестройку самого здания. Годом раньше в Венеции появилось первое сооружение образца XXI века – четвертый мост через Гранд-канал от автовокзала на площади Рима до вокзала Санта Лючия. Этот 94-метровый мост спроектировал архитектор Сантьяго Калатрава, он сделан из истрийского камня и стекла.
На выходе из вокзала есть на что посмотреть, помимо нового моста. Тротуар вдоль Гранд-канала Санта Лючия (Fondamenta Santa Lucia) сразу выведет на церковь Сан-Симеоне Пикколо, напоминающую античный пантеон. Рядом с вокзалом расположена и остановка вапоретто, с которой большинство туристов и начинают свое знакомство с городом.
С другой стороны, если от причала повернуть налево и пройти к церкви Скальци, а затем двинуться по череде сравнительно широких улиц, можно попасть в другую, торговую Венецию и постепенно влиться в атмосферу города. Если пройти через площадь Сан-Джеремия и перейти мост через канал Канареджо, а потом немного пройти налево по набережной и нырнуть направо в сотопортего, попадете в район еврейского гетто. Это район, где венецианским евреям официально разрешали жить и работать. В 1516 году, когда папа Римский потребовал изгнать евреев из Венеции, Совет Десяти решил поселить их на острове в районе Каннареджо, недалеко от пушечной фабрики Ghetta. Новоявленное гетто (потом это слово распространилось за пределы Венеции) было изолировано каналами и связано с остальной Венецией с помощью трех мостов, которые закрывались вечером (ворота в гетто были окончательно ликвидированы только в 1866 году). Численность евреев росла, и потому на территории гетто пришлось строить высокие здания (до восьми этажей), так называемые венецианские небоскребы. Сейчас на территории венецианского гетто находится памятник жертвам Холокоста, Еврейский музей, две действующие синагоги, еврейская библиотека и кошерный ресторан.
А от вокзала по шестнадцати путям каждый день отправляются поезда во Францию, Хорватию, Венгрию или Россию. Поезд в Милан ходит каждые полчаса. Есть тут и прицепной вагон до Москвы. Все службы вокзала работают вполне исправно: информационный пункт, кассы, камера хранения, расположенная в левом крыле от центрального входа. Управляется вокзал такими операторами, как RFI и Grandi Stazioni.
На вокзале Санта Лючия царит атмосфера праздника - сверкающие вагоны, большие часы, стилизованные под старину, из динамиков льется мелодичная итальянская речь. И уже здесь чувствуется своеобразный венецианский воздух, который так любил Иосиф Бродский.
Софья Дурынина