Вот уже который год проходит, ставший уже традиционным, Венецианский кинофестиваль.
У входа во дворец кино “Палаццо дель Чинема”, стоят безмолвные стражи жизни – статуи венецианских львов. На острове Лидо, в сентябрьском воздухе, пропитанном пышной торжественностью, витают самые смелые желания и надежды. Красная ковровая дорожка освещена тысячами огней. Кого здесь только ни увидишь! Самые сливки мирового кинематографа: режиссёры, сценаристы, операторы, актёры и актрисы. А сколько здесь журналистов!
В конкурсе участвует, не бывшее прежде в прокате, полнометражное, короткометражное, документальное и детское кино.
Экспертному жюри профессионалов в составе 7 - 9 человек предстоит решить, какой же картине достанется “Золотой лев”. Кроме этой основной награды кинофорума, существуют также гран-при за лучшие сценарную, режиссёрскую, операторскую и актёрскую работы.
Венецианский можно считать старшим братом прочих, появившихся позднее кинофестивалей: Каннского, Берлинского и
Римского. Венеция с давних пор была настоящей собирательницей и покровительницей искусств. Ещё в 1895 году появилась первая мировая художественная выставка, получившая название Венецианской биеннале. Она же и стала матерью - предшественницей известного кинофестиваля.
Открытие первого в мире конкурса кино произошло как раз в её рамках в 1932 г. Отцом – основателем Венецианского кинофорума стал никто иной, как диктатор Бенито Муссолини. Самой организацией фестиваля занимался граф Джузеппе Вольпи. Кстати, кубки которые и сейчас вручают за лучшие женскую и мужскую роль названы как раз в его честь. В далёкие 30-годы прошлого столетия уже начавший крепнуть мировой кинематограф представил работы из 9 стран. Отечественная “Путёвка в жизнь” в тот год была признана одной из лучших. На фестивале 1934 года участников стало уже 17, а главную награду того времени – Кубок Муссолини за замечательную программу получил Советский Союз. Туда входило семь фильмов, в том числе знаменитые "Веселые ребята".
С 1949 года в качестве гран-при за лучший фильм стали вручать, ставшего сейчас традиционным золотого льва. В своё время этой награды удостоились «Иваново детство» (реж. Андрей Тарковский), “Урга” (реж.Никита Михалков), “Возвращение ” (реж. Андрей Звягинцев) и “Фауст” (реж. Александр Сокуров).
Примечательно, что Венеция была своего рода первооткрывательницей. Именно она представляла миру самые свежие и современные веяния кинематографа. Так, в 1951 Золотого льва получила картина ”Расёмон” режиссёра Акиры Куросавы. Для того времени это был беспрецедентный и уникальный случай. Итальянский неореализм, новая французская волна, английское и американское независимое кино. На кинофестивале увидели свет работы Феллини и Росселини, Висконти и Алена Рене.
Кинофестиваль на некоторое время приостанавливал свою деятельность дважды: во время бедственного положения в годы Второй мировой войны и в начале 1970-х, когда правительство Италии после неудачной попытки изменить правила проведения, приняло решение его отменить. Новое открытие произошло в 1979 году. С тех пор и вплоть до нашего времени кинофестиваль работает непрерывно.
Несмотря на то, что сейчас уже есть Римский, Берлинский, Каннский и прочие кинофорумы, Венецианский всё также продолжает оставаться одним из самых престижных. И, ненароком туда заглянув, вы запросто можете столкнуться с какой-нибудь знаменитостью!
Наталья Орехова