Венеция особенно известна своей страстью к внешнему великолепию. И, наверное, именно поэтому считается красивейшим городом в Италии. При упоминании прекрасного парадиза сразу возникает образ изысканной и загадочной венецианской маски - символа тайны. Венеция с её уникальной культурой создала условия, при которых сокрытие личности человека стало обыденным. Все граждане города-республики, вне зависимости от сословной и половой принадлежности, носили маски и участвовали в карнавалах.
Эта традиция уходит корнями глубоко в прошлое. Расцвет ношения масок пришёлся на XVI век и продолжался вплоть до падения светлейшей республики. Маски стали незаменимыми спутниками, важнейшими атрибутами жизни. В них люди ходили в театры и в казино, на свидания и в общественные места. Например, известный своими любовными похождениями Казанова не мог обходиться без этой вещи.
В XVIII веке одна из множества масок стала целым символом исторической эпохи. Самой популярной была “Баута”, потому что полностью закрывала лицо и делала человека неузнаваемым, гарантируя полную анонимность. Её можно было носить в любое время мужчинам и женщинам, бедным и богатым. Маска прикреплялась к треуголке, а дополнял её чёрный плащ, называвшийся тобар. Тогда улицы не освещались ночью, и “Бауту” стали использовать для дурных дел. Люди, будучи уверенны, что их не узнают, могли посещать казино, публичные дома и совершать преступления. Из-за растущей вседозволенности в августе 1608 года был издан декрет, после принятия которого маски стали использоваться только на карнавалах. Нарушение закона очень строго каралось.
Наверное, самая страшная на венецианском карнавале – маска «Чумной доктор» или “Medico Della Peste”. А появилась она в Венеции при весьма скорбных обстоятельствах. В Средневековых городах часто случались эпидемии чумы, уносившие огромное количество жизней. Такую маску доктора одевали для посещения уже заражённых людей. В клюв помещалось множество ароматических масел и дезинфицирующих средств. Также врач надевал длинный тёмный плащ, перчатки, а специальная палка была необходима, чтобы не дотрагиваться до больных руками. Так он походил на тёмную, грозную птицу и производил устрашающее впечатление.
А вот одной из самых игривых традиционных карнавальных масок, пожалуй, можно назвать “Кота” (“Гатто”). С ней связана интересная легенда. Когда-то в Венецию приехал китаец-бедняк. Был у него с собой только старый кот. В то время во дворце Дожей развелись несметные полчища мышей. Животное же оказалось не промах и всех их переловило. За это правитель города выкупил кота, тем самым озолотив китайца. Так уж получилось, что венецианцы испытывают особенную любовь к этим чудесным животным.
Невозможно представить венецианский карнавал и без весёлой и яркой маски шута. Её также называют Джокер.
Самая женственная маска - “Венецианская дама”. Обычно она очень богато украшена.
“Горожанин” или “Вольто” - следующая по распространённости венецианская маска. Она полностью повторяет форму человеческого лица и крепится к голове лентами.
Мастера изготовляют венецианские маски из папье-маше или из кожи. Сейчас готовые маски часто раскрашивают вручную и используют для украшения сусальное золото, драгоценные камни и птичьи перья. Профессия масочника существовала ещё в XV столетии и была очень уважаема любителями карнавалов.
Сейчас в Венеции осталось всего несколько мастеров, изготавливающих маски старинных видов из тонкой кожи. Их ценное наследие сконцентрировалось в магазине MondoNovo.
Маски венецианского карнавала непостигаемы. Участие в карнавале напоминает путешествие в измерение пышной роскоши и фейерверка праздника. Волшебство и загадку карнавала создают именно маски, как универсальный символ изменчивости нашего мира.
Наталья Орехова