“Итальянский Мольер“, “отец итальянской комедии”, "сын и живописец натуры” - так называли этого человека. Речь пойдёт ещё об одном знаменитом венецианце - Карло Гольдони. Известный драматург появился на свет в 1707 году в одном из красивейших городов мира - Венеции. Прежде, чем обрести своё истинное призвание, Гольдони пришлось одну за другой сменить профессии: врача, адвоката, государственного чиновника. Как и каждая незаурядная личность, венецианский драматург имел союзников и противников, завистников и почитателей его таланта. Его интеллигентная семья видела в нём исключительно адвоката, и мальчику приходилось старательно изучать право. Однако театр привлекал его всегда. Впечатлительному и любознательному ребёнку надолго запомнились куклы-марионетки отца и комедийные действа на загородной вилле деда.
Не по годам развитый мальчик написал свою первую пьесу ещё в 11 лет, а в неполные 16 лет уже задумался о необходимости реформировать театр. Затем был выгнан из училища, после написания сатирической пьесы о преподавателях. Чем бы ни занимался Гольдони, он неизбежно приходил к театру. Будучи юношей, он даже путешествовал с труппой венецианских актёров: писал для них, так называемые, "общие места" популярной комедии дель арте (commedia dell'arte – комедия масок).
В 1732 г. он, наконец, получил юридическое образование, и некоторое время находился в должности помощника коадъютора по уголовным делам, что, как он отметил позднее, помогло научиться проникать в психологию людей. И вот, в 1748 году, Гольдони полностью отдаётся творчеству. В театрах Венеции просто фонтанирует изобилие его пьес. Но развлечение публики отнюдь не было основной целью драматурга.
Постепенно Гольдони осуществляет идеи продуманной в юности реформы. Суть её состояла в замене устаревшей комедии дель арте. Гольдони буквально вживляет в итальянский театр лица вместо масок, драматургию с устойчивым текстом вместо импровизации, изображение преимущественно красоты добродетели вместо насмешки над пороком. “Пьесы Гольдони, с которых началась эпоха комедии нравов заставляет улыбаться и любить…”, - так говорил итальянский писатель Алессандро Мадзони. Своим творчеством драматург стремился сделать человека более добрым и разумным. Гольдони переносил на сцену только то, что наблюдал в действительной жизни, облекая увиденное лёгкой дымкой морали. По сути, картины его пьес были уже созданы самой Венецией и её жителями и были глубоко реалистичны. Большая часть комедий написана на венецианском диалекте, родном для Гольдони. С точки зрения темы сайта, для которого пишется эта статья, его пьесы можно рассматривать, как энциклопедию венецианской жизни.
Не все готовы были принять подобные нововведения бунтаря. Как в театральных кругах, так и в самой Венеции нашлось множество людей, которых не устраивала деятельность драматурга. Из-за сильного давления со всех сторон Гольдони был вынужден оставить любимый, но не принявший его город и в 1762 году эмигрировать в Париж. Но механизм освежающих новшеств был запущен. Как показывает история, оценить вклад обычно уготовано потомкам. Созданная система легла в основу итальянской комедии и итальянской литературы, открыв новое реалистическое направление. Всего драматургом было написано более 250 пьес. Шедевры его творчества вот уже два века переводятся на многие языки мира. Скромный “венецианский адвокат”, как называл себя Гольдони, превратился в крупнейшего деятеля мировой культуры.
И сейчас, читая пьесы или смотря их постановки на разных театральных сценах мира, мы неизменно переносимся в Венецию с её уникальной жизнью и традициями, в Венецию времён Гольдони.
Наталья Орехова