лого

Венеция

Географический домен .it Телефонный код +39 41 Валюта евро

вход на сайт

 

Каналетто

 

 Венеция, XVIII век. Республика переживает окончательный упадок. Венеция перестает быть крупным торговым центром, утрачивает свое влияние. Однако венецианцы не перестают веселиться – устраивают карнавалы, праздники и фестивали. Достоверный источник информации о том, как выглядел город в то время – в картинах великого художника Каналетто. На его полотнах предстает праздничная, яркая и жизнерадостная Венеция, не признающая поражения.


Джованни Антонио Каналь родился в октябре 1697. Его отец – потомственный театральный художник, с детства приобщал сына к своей работе и верил, что Каналетто («маленький Каналь») продолжит дело семьи. И сам Джованни думает также. Но после поездки в Рим в 1719 году и общения там с римскими художниками, он решает оставить театр и посвятить себя живописи. Театр внес значительный вклад в манеру живописи художника. Он восхищал его возможностью воссоздать перспективу на плоскости.  Многие техники искусства отца впоследствии Каналетто применял в своих картинах. Искусствоведы часто замечали: грандиозные пейзажи Каналетто смотрятся как огромная театральная декорация.


В 1720 году он вступает в городскую гильдию скульпторов и живописцев. Заказы не заставляют долго ждать – совсем скоро работами Каналетто заинтересовывается ирландец Оуэнн Максуини.  По его совету молодой художник пишет миниатюрные виды Венеции и продает их богатым англичанам.


Начинает Каналетто с видов «изнанки» Венеции: неказистые трущобы, дворы с развешивающимся на окнах бельем и играющими оборванными мальчишками – все это можно увидеть на работах «Двор Камнетесса» и «Ворота шлюза в Доло» 1727- 1729 гг. Но вскоре переходит на парадные виды венецианских достопримечательностей – их берут охотнее.


Вторым торговцем из Англии, подписавшим контракт с Каналетто, был Джозеф Смит. По его инициативе живописец в тесном сотрудничестве с Антонио Висентини делает гравюры своих картин для создания своеобразного каталога для иностранных (в основном, английских) любителей живописи. Результатом стал шквал новых заказов.  Расширенное издание альбома принесло художнику настоящую славу.


Заказчиком цикла, посвященного венецианским торжествам, был посол Франции Жан Венсан Ланге. Через 20 лет эти полотна с тщательно прорисованными архитектурными элементами при огромном масштабе (из-за чего создавалось ощущение величественности) окажутся в России в коллекции Екатерины II.


С помощью картин Каналетто можно путешествовать по Венеции, не бывая в ней. Именно поэтому его работы пользовались такой популярностью за рубежом. Вот величественное здание дворца Дожей, за ним начинается самая широкая набережная Рива-дельи-Скьявони. Вот мост через Дворцовый канал, а вот - мост Вздохов. Все выписано со скурпулезной топографической точностью.


Ни на одной картине Каналетто не видно солнца, при этом атмосфера яркого, солнечного дня передается с помощью отблесков на воде, озаренных стенах домов. Небо же на полотнах Каналетто имеет огромное количество оттенков, что предвосхищает творчество английских пейзажистов XVIII - XIX веков. Простая и ясная композиция работ Каналетто, например, картины «Мост у Арсенала»,  смотрится очень эффектно. В  какой-то степени именно это составляло искусство художника Каналетто: мастерски придавать картинам эффект натуральности. Несмотря на лаконизм, его работы преисполнены большого чувства и необыкновеной силы выражения. Для большей точности изображения Каналетто использовал наброски,  эскизы, даже камеру-обскуру.


К 1740 году Каналетто устал от постоянной работы в городе и решил попутешествовать в окрестностях Венеции. В итоге написал два  «Пейзажа с руинами», в которых впервые реальные элементы переплетаются с воображаемыми, наполняя картину символами.


В 1746 году художник отправляется в Лондон. Там он так же пишет городские виды.  Художник пытается найти наиболее интересные моменты освещения в разное время суток и в разное время года. В нескольких картинах – затемненный передний фон контрастирует с ярко освещенным задним («Пейзаж с руинами», «Вид на Лондон из-под арки Вестминстерского моста»).  Каналетто пробует воссоздать интерьер круглой формы – в картине «Ротонда Рейнлаф- Хауза» (1751). Однако главная его муза – Венеция. В 1755 году Каналетто возвращается в родной город.


В 1763 году художника избирают членом венецианской Академии. Уходят в прошлое топографически точные виды, Каналетто полностью посвящает себя фантазиям на архитектурные темы. Поздние работы живописца отличаются сдержанностью колорита и ощущением светоносности пространства.


Человек, который сделал ведуту произведением искусства, умер в возрасте 70 лет. Он не был женат, не имел детей. Все, что осталось после великого художника – это его живопись.

 

 Софья Дурынина

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutVenice.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!