Большой канал (Гранд-канал) – главная и самая большая «улица» Венеции, ее основная транспортная артерия. В верхней его части находятся железнодорожный вокзал и пьяцале Рома, куда приходит и где остается весь автомобильный транспорт.
Если вы хотите проехаться по всему каналу, то ваше вапоретто - №1. Правда, в час пик бывает на него трудно попасть. Утром основной поток пассажиров - от вокзала к Сан-Марко, вечером - наоборот. На всех вапоретто есть несколько сидячих мест на корме, «местные» обычно ими не пользуются. Оттуда можно обозревать и фотографировать оба берега. В некоторых вапоретто есть еще места на носу – они более популярны у туристов, и потому обычно заняты. Для таких "географических идиотов" как я, этот маршрут - просто спасение. Можно сходить на каждой остановке (они строго чередуют берега – раз на левом, раз на правом) и делать небольшие петли, без угрозы заблудиться (муж – не смейся!). Набережной у Большого канала нет.
Все главные дворцы (их очень много!), разумеется, располагаются на Большом канале. Правда, венецианцы называют дворцом (палаццо) только Дворец дожей. Остальные – просто дома (Casa). Сокращенно просто Ка, а далее обычно фамилия первого владельца.
Даже невооруженным и неопытным взглядом видно, что дома на берегу канала, несмотря на то, что внешне выглядят очень разнообразно, имеют одинаковое устройство. Как правило, вы видите большой парадный вход, к которому может причалить гондола или другое небольшое судно, а над ним ряд больших окон, они выше, чем окна на верхних этажах. Вечером, когда все подсвечено, видно, что за парадной дверью большой вестибюль с выходом на противоположную сторону здания, а над ним – просторный зал, по бакам которого раньше находились офисные и складские помещения.
Каждый дом в Венеции построен на сваях. Задача «облегчения» здания была одной из главных задач архитекторов. Кроме того, первые этажи очень часто во время приливов и наводнений затапливаются водой. Такая П-образная по распределению массы и со сквозным проходом конструкция венецианских зданий прошла проверку более чем тысячелетней историей Венеции.
Очень хотелось проверить все свои измышления и очень хотелось полюбоваться Гранд-каналом из какого-нибудь палаццо. Не все они открыты для публики, но в самом, нам мой взгляд, изящном и нарядном палаццо (я не венецианка, поэтому буду называть дворцы дворцами) Ка д’Оро располагается галерея Франкетти и ее можно посетить!
Дворец Ка д’Оро называют готической жемчужиной Венеции. Он весь будто соткан из кружев. В одном из путеводителей я встретила такой верный эпитет – изъеден воздухом. Жаль, что не сохранилась облицовка из сусального золота. Благодаря этой облицовке дворец и получил свое название – Золотой дом. Вообще-то дворец был построен в первой половине XV века по заказу венецианского патриция Марио Контарини и должен был называться Ка-Контарини. Но название это не прижилось. Помимо золотых пластин дворец был раскрашен самыми на то время дорогими красками – киноварью и ультрамарином. Представляю, как волшебно он выглядел в дрожащем воздухе Венеции.
Говорят, для строительства Золотого дома была нанята бригада, строившая Дворец Дожей. В истории этого дома есть и русская страница. В 1846 году его купил князь Трубецкой, правда, через год подарил его знаменитой балерине Марии Тальони. Из-за этого дома у этой бедной женщины слава Герострата – своим ремонтом она уничтожила большую часть внутреннего облика дома, и об этом упоминается в каждом путеводителе и в книгах про Венецию. Спас дворец от полного уничтожения барон Дж. Франкетти. К тому же этот добрый человек не только полностью отреставрировал здание, но и вместе со своей коллекцией живописи подарил его городу.
Надо сказать, что Венеции часто дарили коллекции живописи, книг и т.п., и часто вместе с домом, где все это добро находилось. Говорят, что коллекция эта уникальна, мне же показалась, что, как во всякой частной коллекции, в ней всего понемножку.
Остановка вапоретто прямо у дворца и называется так же: Ка д’Оро. Вход со стороны, перпендикулярной Большому каналу. Его трудно пропустить, поскольку обычно там стоит парочка-тройка туристов, пытающаяся в маленькое окошко в двери разглядеть красивый внутренний дворик дворца. Вход стоит 10 евро.
Я, конечно, подошла и к «Св. Себастьяну» Мантеньи, и к «Венере» Тициана, но довольно скоро побежала исполнять свою мечту – вышла на балкон с ажурными арками полюбоваться Большим каналом и наконец-то разглядела многочисленных маленьких львов на балконах дворца. Стоять там можно часами. Я постояла там, потом поднялась этажом выше и снова пошла стоять на балкон... Спустившись на первый этаж, я обнаружила, что дверь во внутренний двор закрыта. Подошла к служащему, и он мне объяснил, что первый этаж подтопило и что я могу часик-другой погулять и по тому же билету пройти второй раз.
А ведь и правда, когда я подплывала к дворцу на вапоретто, ступени парадного входа (в Венеции вход с канала считается парадным, с улицы – черным) были под водой. Я тогда не придала этому значения, видимо еще не вошла в приливно-отливной режим жизни города.
Я вернулась через пару часиков, вода уже сошла. Правда, меня несколько раз предупредили, что очень, очень скользко.
Вестибюль – самое красивое помещение дворца. Мозаичный пол с оставшимися небольшими лужицами адриатической воды, готические окна, выходящие на канал, несколько одиноких статуй. Слева дворик с красивым колодцем из розового мрамора. Я подошла к окну. На мраморных ступенях остались после прилива зеленые морские водоросли.