На Гранд-Канале стоит ничем не примечательный, на первый взгляд, дом под названием Ка' дель Дука (Ca' del Duca) - «дом герцога». Начало его строительства – середина XV века. Заказчиком была венецианская семья Корнаро, затем дом перешел в собственность миланского герцога Франческо Сфорца (отсюда и название). Вскоре здание, так и не достроенное, было конфисковано властями Венеции: якобы размеры строящегося дворца выходили далеко за допустимые пределы. Говорят, что здесь не обошлось без политики. Большая часть современного дома относится к XIX веку и не представляет особой ценности, а вот во фрагменте XV века можно разглядеть черты, соединяющие традиционные мотивы позднего Средневековья с совершенно новыми для того времени формами ренессанса. Таким образом, считается, что Ка' дель Дука – это первый шаг Венеции к эпохе Возрождения.
Изначальный проект палаццо принадлежит венецианскому архитектору Бону Бартоломео. Родился он около 1400 года в семье владельца чуть ли не крупнейшей мастерской архитектуры Венеции того времени Джованни Бона. По одной версии отец Бартоломео сам был архитектором и скульптором, по другой, Джованни был только предпринимателем, так как его имя упоминается в разных источниках в основном в качестве организатора строительных работ или поставщика камня. В любом случае, первые проекты Бартоломео делал в сотрудничестве с отцом.
Авторство многих произведений, приписываемых архитектору, доподлинно не установлено. Однако некоторые дворцы и соборы, дошедшие до наших дней, спроектированы именно Боном Бартоломео. Эти здания отличаются особым переходным стилем от поздней готики к раннему Ренессансу.
Так, изысканный дворец Большого канала «Золотой дом» (Санта-София или Ка' д’Оро), построенный и оформленный под руководством Бонов в 1424-1430-х годах, считается примером венецианской готики.
В другой работе Бартоломео - входном портале из белого мрамора в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (или просто «Фрари»), уже сочетаются черты готики и элементы эпохи Возрождения. Как отмечают, портал также отличается особой элегантностью.
Бартоломео Бон оформил и великолепный входной портал Scuola Grande della Misericordia со скульптурами, которые в настоящее время хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Архитектор принимал активное участие и в строительстве Дворца Дожей. В 1438-1442 годах он работал над так называемыми «бумажными воротами» - Porta della Carta. Ворота выполнены в форме стрельчатой арки, что указывает на готический стиль. В такой же манере выполнены скульптуры, украшающие ворота: первая олицетворяет дожа Франческо Фоскари, изображенного перед окрыленным львом, вторая - статую Правосудия.
Porta della Carta предваряют галерею из арок Фоскари, начало работы над которой положил Бон, а завершил строительство архитектор Риццо уже окончательно в стиле венецианского Возрождения.
Последний из известных нам проектов Бартоломео Бона – это первый этаж Школы Братство святого Роха, в росписи которой впоследствии принимал активное участие известный художник Тинторетто. Закончил постройку архитектор Санте Ломбардо.
Софья Дурынина