Андреа Паладио – пожалуй, самый влиятельный архитектор в истории. В честь него назван архитектурный стиль – тот самый, в котором построены почти все виллы, театры и дома культуры. Правила пропорции, сформулированные в его фундаментальном труде «Четыре книги об архитектуре» стали основой классической архитектуры.
Его последователями были спроектированы выдающиеся образцы архитектуры Российской империи: Смольный собор, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942), Академия наук. Словом, Палладио считают родоначальником всей современной европейской архитектуры. Однако сам Палладио, сумев покорить своими проектами мир, всю жизнь пытался заслужить признание одного города – Венеции.
Настоящее имя великого архитектора – Андреа ди Пьетра. Родился он 30 ноября 1508 года в Падуе, которая в то время входила в состав венецианской республики. Отец Андреа был каменщиком. В 1524 будущий архитектор приехал в Виченцу. Там он работал вначале в мастерской скульптуры Бартоломео Кавацца, затем в мастерской Сан-Бьяджо, и, наконец, попал в качестве каменщика к известному гуманисту Дж. Триссино, который и убедил Андреа ди Пьетра начать изучение архитектуры и взять себе псевдоним – Палладио.
В последующие годы Палладио много путешествует – смотрит и изучает лучшие памятники архитектуры Вероны, Рима, Венции и других городов Италии и Франции.
Господствующий стиль в архитектуре того времени – барокко, характеризовался пышностью, вычурностью деталей, богатством декора. Палладио решил отойти от излишней роскоши и обратился для этого к Античности. В архитектуре Древней Греции и Рима мастер почувствовал сдержанность, рациональность и спокойствие. Именно эти принципы он и применил к своим проектам, предвосхитив тем самым эпоху классицизма.
Заказы не заставили себя долго ждать. Аристократы со всех концов Италии захотели построить виллы и палаццо по проектам Палладио. Часто здания, возведенные под его руководствам, не соответствовали первоначальной идее – все дело в капризах заказчиков, которые стремились к наибольшей индивидуальности своего дома. Но великий архитектор успешно справлялся с этой задачей, так что глядя на «цельные, совершенные тела» спроектированных Палладио зданий, сложно представить, что на бумаге они выглядели как-то иначе.
В своем произведении «Четыре книги об архитектуре», написанном в 1570 году, Палладио сформулировал основные правила, которые должен соблюдать архитектор: принцип пользы (удобства), принцип красоты и, наконец, принцип долговечности. Этими принципами руководствовались впоследствии чуть ли не все архитекторы вплоть до XIX века.
В Венеции Палладио работал с 1558 года. Местных богачей мало интересовали виллы и палаццо архитектора, хотя во всей Италии они пользовались огромным спросом. Зато именно в Венеции Палладио брался за заказы церквей.
Самый известный венецианский собор, спроектированный Палладио, это собор Сан-Джорджо Маджоре, который расположен на острове с таким же названием. Белый, будто светящийся, фасад церкви, непроизвольно привлекает внимание любого, кто стоит перед Дворцом Дожей или проплывает мимо по каналу. Этот гордо царящий над венецианским ландшафтом собор построен в духе древнеримского храма и будто олицетворяет посмертное торжество Палладио в городе, не оценившем при жизни архитектора его мастерства.
В 1570 году Палладио удостоился титула «прото делла Серениссима» (то есть «виднейшего гражданина Венеции») и с тех пор назывался в официальных документах не иначе как «наш верный Андреа Палладио». При этом в Венеции заказов архитектор так и не получил. По его проектам было построено чуть меньше десятка храмов. Кроме собора Сан-Джордже Маджоре, это и церковь Сан Франческа делья Винья, и церковь святой Лучии (на ее месте сейчас стоит железнодорожный вокзал).
Церковь Спасителя на острове Джудекка – тоже работа Палладио. Строительство собора началось в мае 1577 года, во время ужасной эпидемии чумы. Уже через два месяца венецианцы праздновали чудесное освобождение города от болезни. Так как заказчиком церкви был бедный орден капуцинов, от ценных материалов для строительства пришлось отказаться. Большей частью церковь построена из кирпича, а красивейшие капители колонн внутри храма – из терракоты. Вдохновением архитектора при проектировании этой церкви был храм Луны и Солнца и храм Мира, описанные в «Четырех книгах об архитектуре». Строительство церкви завершилось только после смерти великого архитектора Андреа Палладио.
Софья Дурынина