Великий знаток стилей Джамбаттиста
У искусства каждой страны - свой возраст. XVIII век для Италии стал периодом мощи и зрелости.
В это время, словно подснежники, появляются выдающиеся итальянские мастера. Один из таких цветов – это Джованни Батиста Тьеполо или Джамбаттиста.
Он родился в Венеции 5 марта 1696 года. Тогда Жемчужина Адриатики являла собой подлинный художественный центр Европы, настоящий кладезь талантов. Этот город стал не только детской колыбелью художника, но и местом его первого триумфа, признания и славы.
Искусство Тьеполо пришлось на эпоху сеттеченто. А это - время всемирного признания итальянских мастеров и настоящий пик всего венецианского искусства.
Семья будущего художника была очень далека от сферы, с которой тот решил связать свою жизнь. Его отец, Доменико Тьеполо, был капитаном судна. Он умер, когда мальчику едва исполнился год.
Очевидно, маленький Джованни уже с раннего детства обнаружил способности к рисованию, потому как уже в 1710 году он становится учеником именитого венецианского художника Ладзарини. Обучение окончилось приблизительно к 1717 году. Именно этим временем датируется один из документов Братства венецианских художников, упоминающий Тьеполо как самостоятельного живописца. А первый успех пришёл к двадцатилетнему Джамбаттисте после того, как тот выставил картину перед Скуоле ди Сан Рокко. Публика тут же окрестила её “Тонущим фараоном”.
Через некоторое время, благодаря ходатайству Ладзарини, Джамбаттиста "руководит распределением живописных дел" при дворе дожа. Примерно в этот период были написаны такие его работы, как "Изгнание Агари", "Венера перед зеркалом", "Распятие Святого Мартина", а также хранящаяся ныне в Галерее Академии в Венеции "Похищение Европы".
Среди творчества молодого Джамбаттисты можно выделить автобиографичную картину "Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса". А связана она вот с какой историей: Тьеполо влюбился в сестру художников Гварди, Чечилию, но так как её семья находилась в крайней нужде, юный живописец опасался за то, что жениться на бесприданнице ему не позволят. Несмотря ни на что, в 1719 году, Джамбаттиста тайно обвенчался с Чечелией.
В качестве своих учителей юный Тьеполо выбрал таких маститых художников, как Тинторетто, Тициан и Веронезе. Обычно Джамбаттиста работал энергично, быстро и уверенно. Дворцы и церкви стремительно покрывались его фресками.
В 20-е годы XVIII столетия он уже именитый художник. Заказы поступают один за другим. Тогда же Тьеполо расписывает церковь дельи Скальци и палаццо Санди в Венеции.
Слава Джамбаттисты растёт всё больше. К 30-м годам он известен и за пределами родной Венеции: художника приглашают украсить королевский дворец в Стокгольме, но тот вежливо отказывается.
В конце 30-х годов Тьеполо одновременно расписывает купол венецианской церкови Джезуати, где создаёт свой "Апофеоз святого Доминика" и работает над серией картин на тему “Страстей Христовых” для церкви Сант Альвизе.
Кроме всего прочего, Джамбаттиста был ещё и портретистом. В этом жанре он творил не так много, но созданные им вещи, по праву можно отнести к шедеврам мирового портретного искусства. Некоторые из них ныне хранятся в галерее Кверини- Стампалиа в Венеции.
Творческий путь Джамбаттисты проходил от манеры, близкой его учителю Ладзарини, плавно переходя к приёмам, близкими Пьяцетте, Риччи и Веронезе. На их основе и сформировался собственный стиль художника.
Зрелый Тьеполо выполняет картины для Дрездена и в 50-е годы вместе с сыновьями расписывает княжеский дворец в Вюрцбурге. Также он получает заказ из Милана, а в 1761 году, по приглашению испанского короля, перебирается в Мадрид. Здесь Тьеполо выполняет семь алтарных образов в церкви Сан-Паскуаль в Аранчесе и украшает королевский дворец. Вернуться в Венецию ему так и не удалось. Он умер в 1770 году в Испании.
Джованни Батисто Тьеполо стал величайшим мастером своего времени. Он -продолжатель и завершитель венецианской живописной традиции. Искусство Джованни Батиста Тьеполо стало яркой вспышкой в венецианском небе. Историк искусств Л. Ланци назвал его “последним художником-венецианцем, известным в Европе”.
Так получилось, что после смерти Тьеполо интерес к нему и его творчеству угас. Пришли новые стили, новые мастера. На долгое столетие пыль забвения легла «на плечи» картин Джамбаттисты. И только беспокойный XX век воздал ему должное. Своеобразным апофизом “возвращения” для Тьеполо стал 1951 год. Тогда в Венеции была открыта большая выставка его работ.
Ныне картины Тьеполо хранятся в лучших сокровищницах мира: в Эрмитаже Санкт-Петербурга, в Нью-Йоркском музее Метрополитен, в музее истории искусств Вены и, конечно, в Венеции.
Наталья Орехова