Прозрачный воздух, золотистый отблеск на мраморе зданий и спокойная вода – это самый притягательный и романтичный образ Венеции. Именно такой образ – на полотнах великого истинно венецианского художника эпохи Возрождения Джованни Беллини, Джамбеллино, как его называли в родном городе.
Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения. Именно его творческая деятельность определила расцвет живописи в Венеции в 1470-1516-х годах, превратила родной город в важный центр ренессансного искусства, равный по величине Риму и Флоренции. Беллини не без основания считают родоначальником венецианской школы живописи, выделяющейся своими яркими сияющими красками, тонкой игрой светотени и прозрачностью воздуха. Такие мастера Высокого Возрождения, как Лотто, Тициан и Джорджоне называли Джамбеллино своим учителем.
Родился Джованни в семье художника Якопо Беллини по разным источникам либо в 1426, либо в 1430-1433 годах, отец был его первым учителем. Первые работы Джамбеллино не подписаны, потому вызывает споры и их авторство и годы их написания.
Две школы живописи – одухотворенная византийская и натуралистическая нидерландская, послужили основой для становления творчества Беллини. Большое влияние на него оказали также работы Донателло и искусство Андреа Мантеньи, который в 1453 году женился на сестре Джованни и тем самым породнился с домом Беллини.
Говорят, что по работам Беллини можно воссоздать своеобразную летопись истории Венеции. В свою очередь, эволюцию стиля художника можно проследить по изображению любимого образа Джованни Беллини – Мадонны. За всю свою долгую творческую жизнь Джамбеллино написал около 90 образов Божьей матери.
Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы. Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера. Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую. В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора, и ощущение остановившегося времени. То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи. На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция.
С 60-х годов Джованни Беллини получает широкую известность и принимает множество заказов. В эти годы он создал несколько триптихов для алтаря церкви Санта-Мария дела Карита и полиптих Винченцо Феррера венецианской церкви Санти Джованни Паоло.
В следующее десятилетие живописная манера Беллини становится менее драматичной, зато более трогательной и мягкой. Это видно, например, в работе «Коронование Марии» алтаря Пезаро, исполненной маслом – редкость для того времени.
80-е года для творчества Беллини можно назвать переходными – он уже состоялся как живописец, но четкости в определении своего стиля у художника еще не было. Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» - нежное и наполненное символами произведение. Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века.
Самое загадочное произведение Джованни Беллини – «Священная аллегория», которое было создано в 1490-1500 годах. Смысловая наполненность этой картины до сих пор не ясна. Большинство исследователей склонны считать, что это иллюстрация поэмы «Паломничество души» Гийома де Дегийвилля. Искусствовед Павел Муратов писал, что в этом шедевре вся Венеция – Венеция из наших снов. Душа Венеции, по мнению искусствоведа, воплотилась в образе стройной женщины, закутанной в черный платок, которая молчаливо созерцает мир.
В последний период жизни Джованни Беллини не только не утратил творческого трудолюбия, но и стал обращаться к новым для себя мотивам античности.
К этому периоду относят «Обнаженную перед зеркалом» - на удивление светскую картину, в которой заметны новые тенденции искусства ренессанса, и «Пиршество богов» - произведение, иллюстрирующее вакханалию богов из «Фаста» Овидия.
Последнее законченное произведение Джамбеллино - «Портрет Фра Теодоро из Урбино», датируется 1515 годом. Знаменитый живописец умер 28 ноября 1516 года, оставив после себя более двухсот творений. Но влияние Джамбеллино еще долго определяло «золотой век» живописи Венеции в творчестве его последователей Джорджоне, Тициана, Тинторетто и Веронезе.
Софья Дурынина