Что такое трагетто?
История трагетто (traghetto) уходит в глубину веков. Этот вид общественного транспорта не мог не появиться в Венеции. Судите сами: на весь почти четырехкилометровый Гранд-канал до 1854 года был один единственный мост – мост Риальто. Хоть по Венеции, в основном, и передвигались на лодках, но пешеходы все равно были. А значит, нуждались в переправе через Большой канал (трагетто – по-итальянски паром или переправа). Так и возникла в Венеции культура трагетто - переправы пассажиров через Гранд-канал на больших гондолах.
Гондолы эти необычные, для них сделана специальная оговорка в старом венецианском законе по унификации гондол. Трагетто плавает поперек канала и может принимать на борт не 6 пассажиров, как классическая, а до 14. Управляет трагетто не один гребец, а два. Никаких кресел тут нет, пассажиры в трагетто переправляются стоя. Конечно, если кому-то стоя совсем дискомфортно, можно присесть, но это не по-венециански, здесь так не принято. Пассажиры заходят в гондолу, становятся в ней лицом к берегу, поскольку гондола при форсировании канала совершит грациозный разворот. На борт кладут монетки. Стоимость переправы меняется, на день написания этой статьи – 50 евроцентов. Сдачу просить не очень принято, поэтому нужно заранее позаботиться, чтобы нужные монеты у вас были. Говорят, местные часто ездят бесплатно. Переправа, если считать от момента отчаливания, занимает считанные секунды.
Кто пользуется и кто работает на трагетто?
Считается, что гребцы трагетто – матросы, которые ждут своей очереди в «профсоюз» гондольеров. Это необходимая карьерная ступень, для тех, кто мечтает об этой престижной и высокооплачиваемой профессии. В свою очередь, часть пассажиров трагетто – туристы, которые хотят дешево прокатиться на гондоле, считая, что 80 EUR за 40 минут – непозволительная роскошь за сомнительное и «искусственное» удовольствие. Ведь настоящая гондола сейчас превратилась в Венеции, по сути, просто в дорогой аттракцион для туристов. А вот трагетто до сих пор – живой, функциональный и дешевый вид общественного транспорта.
Перспективы трагетто
Сейчас мостов через Гранд-канал уже не один, а четыре. Кроме того, остановки вапоретто специально чередуются по разным берегам Каналаццо, а расстояния между остановками небольшие. То есть для переправы, в принципе, можно использовать вапоретто, проехав на нем одну остановку. Постепенно трагетто становились убыточными, даже было объявлено об их закрытии, а взамен продавали «трагетто-билет» на вапоретто. Он стоил дешевле полноценного, но позволял проехать лишь одну остановку по Большому каналу, то есть просто переправиться на другую сторону с небольшим сдвигом.
Но такое положение просуществовало недолго. Сейчас власти «образумились» и вернули трагетто. И это правильно, нельзя же в одночасье отказаться от многовековых традиций города, от важных и милых жителям и туристам нюансов, которые формируют его образ. Конечно, остановок трагетто все равно стало гораздо меньше. Еще в пятидесятые годы было около 30-ти таких переправ через Большой канал. Сейчас их осталось только семь. Предсказать дальнейшую судьбу трагетто сейчас невозможно, остается только надеяться, что Венеция не потеряет одну из своих «бытовых» культурных достопримечательностей.
Расписание трагетто
Если вы хотите воспользоваться трагетто, нужно знать, что у этих переправ есть свое расписание. Конечно, оно может изменяться, но мы все-таки приведем здесь для ориентировки то, которое действовало на начало 2012 года. Повторяю, только для примера, чтобы было понятно, как оно меняется в зависимости от сезона и дня недели.
San Stefano — San Toma 7.00 - 20.00; в воскр. 8.00 - 19.00
Ferrovia — S. Simeone 8.00 - 14.00 в воскресенье закрыто
Riva del Carbon — Riva del Vin 8.00 - 14.00; в воскресенье закрыто
San Marco (Giardini Reale) — Dogana da Mar 9.00 - 14.00
Santa Maria del Giglio — Salute 8.00 - 18.55; зимой: 9.00 - 18.00
San Samuele — Ca' Rezzonico 7.40 - 13.15; в воскресенье закрыто
San Sofia — Pescheria 7.00 - 20.55; в воскр. 7.30 - 18.55