лого

Венеция

Географический домен .it Телефонный код +39 41 Валюта евро

вход на сайт

 

Мост Риальто

Мост Риальто – самый древний и самый известный из венецианских мостов, один из символов Венеции, причем не только визуальный, но и символ венецианской жизни. С давних пор он был центром торговли  города. В XIV-XV веках каждое утро для совершения сделок здесь собирались купцы и банкиры. Тут торговали не только товаром, но и ценными бумагами, а вопрос из шекспировской пьесы «Что нового на Риальто?» по сути, означал «Что нового в экономике?». Сейчас через Гранд-канал перекинуто уже четыре моста, но многие века, вплоть до 1854 года, когда был, наконец,  открыт мост Академии, Риальто был единственным.


Первая простая понтонная переправа на месте нынешнего Риальто была построена еще в 1181 году и называлась Понте делла Монета, по-видимому, потому, что рядом располагался Монетный Двор. Мост не случайно был построен именно здесь: это самое узкое место Гранд-канала. Однако город нуждался в разводном мосте, который бы обеспечивал беспрепятственное судоходство по Гранд-каналу, особенно после того, как  рядом с мостом появился и быстро рос новый рынок Риальто. Поэтому примерно через полвека (по другим источникам – в 1264 году)  на месте первого понтонного моста появился новый разводной  деревянный, через некоторое время он сменил название и стал называться так же, как и рынок - Риальто. Но, к сожалению, деревянные конструкции не стойки перед огнем, водой и большими нагрузками. 


Первый натиск мост испытал со стороны огня:  он был частично сожжен в 1310 году во время подавления мятежа Баймонте Тьеполо. Прошло более века и трагическое обрушение моста произошло в 1444, когда он не выдержал нагрузки под толпами народа, пришедшими посмотреть на проезд по Большому каналу маркиза Феррары и его невесты. После этого мост был перестроен: он хоть и остался деревянным, но стал гораздо больше, а центральная часть по-прежнему осталась разводной. Фотографии тогда, конечно, еще не было, но живопись-то была, и на картине Карпаччо «Чудо с реликвией Святого Креста» мы можем увидеть, как тогда выглядел Риальто, а заодно и как выглядели венецианские гондолы и гондольеры до принятия соответствующих законов об унификации.  Ни обязательного черного цвета гондол, ни традиционного стального ферро на носу еще нет.  В своей книге «От Милана до Рима» Генри Мортон, упоминая о той же картине Карпаччо, пишет также о видном на ней «знаменитом борделе» на мосту Риальто, срубленном корабельными плотниками.  Картина  датируется примерно 1496 годом и сейчас находится в Венеции в галерее Академии. 


Шли годы, вода постепенно портила дерево, переправа ветшала, и в XVI веке возникла необходимость в перестройке главного венецианского моста. В литературе упоминается даже о разрушении моста в 1524 году, но подробностей нам найти не удалось. Только в 1551 году городские власти объявили  конкурс на проект нового каменного Риальто.  Проекты были предложены такими знаменитыми архитекторами как Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Андреа Палладио (Andrea Palladio), Виньола (Vignola), Скамоцци. Свои предложения по дизайну моста представил  и великий Микеланджело Буонарроти. Соревнование мастеров очень затянулось, власти долго не могли принять решение. Пожары, случившиеся как раз в это время во дворце Дожей, отвлекли внимание властей от конкурса, это еще больше осложнило дело.


В результате, контракт не был отдан ни одному из соревнующихся титанов, его получил скромный пожилой инженер по имени Антонио Да Понте. До сих пор историки спорят, почему так случилось... Самый простой и логичный ответ: именно в проекте Понте мост был одноарочным, а значит удобным для судоходства. Кроме того, он оказался похожим на старый мост, то есть, соблюдалась  преемственность. Но, возможно, какую-то роль сыграло и то, что именно Понте в ту пору активно участвовал  в работах по восстановлению дворца Дожей. Ну а злые языки, естественно, говорили, что вопрос решила фамилия инженера, ведь на итальянском языке  Понте – это мост! Сейчас уже трудно представить Венецию без моста Риальто проекта Понте, хотя некоторые ценители архитектуры нет-нет, да и обсудят недостатки моста и пожалеют, что контракт отдали 75-летниму начальнику  соляной таможни, а не прославленному архитектору Андреа Палладио. К утешению ценителей, нужно отметить, что проект Палладио все-таки был реализован, хоть и не в Венеции. Три моста были построены в Англии, а один - в России, на Большом пруду Царского Села. Честно говоря, нам не кажется, что проект Палладио был бы уместен для Венеции. Даже нынешний Риальто иногда кажется тяжеловесным. Что же говорить о проекте Палладио, который хорошо чувствующий Венецию Петр Вайль сравнивал с ГЭС сталинских времен.


По проекту Понте мост не был разводным, но его единственная арка длиной 28 метров обеспечивала высоту в 7,5 метров, достаточную для прохождения венецианских галер и барок.  Особенностью проекта являлось наличие на мосту двадцати четырех, разделенных арками крытых торговых лавок. При этом в самом центре моста, вместо лавок, находится смотровая площадка. Аналогично устроен еще один «обитаемый мост», более старый и длинный - всемирно известный мост Понте Веккьо во Флоренции, построенный еще в 1345 году.


Надо ли говорить, что, едва было принято решение о строительстве, на проект со всех сторон обрушилась яростная критика. Главный аргумент, который выдвигался: мост слишком длинный для одноарочного, к тому же утяжелен постройками, он не выдержит нагрузки и рухнет. Заключались пари, велись жаркие споры. Некоторые гиды рассказывают такую историю.  Якобы, одна очень известная венецианка публично заявила, что скорее у нее между ног запылает пламя, чем удастся построить новый мост, а некий повеса ей в ответ, продолжая щекотливую тему, сказал, что скорее у него на детородном органе вырастет ноготь, чем вырастет новый мост по принятому проекту.


Тут нужно заметить, что опасения скептиков были не беспочвенными. В своем проекте Антонио Да Понте действительно нарушил каноны строительства арочных мостов, известные еще с древнеримских времен. По канонам подобный мост должен строиться аркой в полкруга, но тогда он бы получился слишком крутым и громоздким. Инженер Понте снизил высоту моста, построив его аркой не в полкруга, а примерно в 1/8 круга. Трудно сказать, знал ли он в ту пору, что  при этом на основания моста неизбежно будет действовать не только вертикальная нагрузка, но и свойственная всем аркам горизонтальная, «распирающая». В принципе, мог знать, поскольку к тому времени Галилей уже исследовал этот вопрос и предложил соответствующие расчеты. То ли благодаря расчетам, то ли просто интуиции, Понте решил проблему дополнительным укреплением фундамента моста: в его основу было вбито 12 тысяч свай.


В результате, пожилой Понте взял в помощники своего племянника Антонио Контина, и проект был успешно осуществлен между 1588 и 1591 годами. Кстати, именно Антонио Контин несколько позднее построил другой знаменитый венецианский мост Вздохов. Скептики недооценили профессионализм  малоизвестного инженера. В 1591 году новый мост был открыт. А на фасаде близлежащего дома появилось два барельефа: синьора, которая присела на корточки прямо над пламенем костра, и синьор, сами понимаете, с чем и где. Правда, когда я в последний раз был на Риальто, я еще про эту байку не слышал, и барельефы поэтому не заметил. Но зато теперь будет чем заняться и что сфотографировать в следующий приезд!

 

 

Мост Риальто поздним вечером.
Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutVenice.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!