У двух венецианских мостов через Гранд-канал - Скальци и Академии - очень близкая история. Но важная разница состоит в том, что мост Академии, похоже, ждут большие перемены уже в самом ближайшем будущем, его история не закончена. А вот каменный мост Скальци (Ponte Degly Scalzi), будем надеяться, не ожидает никаких конкурсов на модификацию или, не дай Бог, демонтаж. По крайней мере, сейчас для этого не видно причин: его содержание не требует таких больших средств на регулярный ремонт, раздражающих местную власть, как деревянная переправа Академии.
Мост Скальци был построен рядом с открывшимся железнодорожным вокзалом Венеции во времена австрийского правления в 1856 году, и стал третьим мостом через Гранд-Канал. Эта переправа соединяет районы Санта-Кроче и Каннареджо. Как и мост Академии, его сконструировал и построил австрийский инженер Альфред Невилл. Поэтому не удивительно, что первый мост Скальци был очень похож на первую переправу Академии: та же стальная горизонтальная однопролетная конструкция в «индустриальном» стиле. Соответственно, и реакция венецианцев на эти сооружения была близкой: резкое неприятие из-за того, что они не вписывались в облик древнего города, а их малая высота мешала прохождению судов по Большому каналу.
По решению городских властей, в 1932 году итальянским инженером Евгенио Миоцци (Eugenio Miozzi) было начато строительство нового моста Скальци. Новая конструкция больше напоминала старинный Риальто: одноарочный каменный мост высотой около семи метров. Строительство было завершено 28 октября 1934 года. Интересно, что временный, деревянный мост Академии был сооружен всего за 37 дней тем же инженером Миоцци в 1933 году, как раз во время строительства нового Скальци.
Название моста (в дословном переводе «мост босяков») связано с расположенной здесь на левом берегу канала церковью «босоногих» монахов-кармелитов. Это - известная церковь Санта-Мария ди Назарет (Santa Maria di Nazareth или Chiesa degli Scalzi).
Автору проекта удалось придать мосту легкость и эллегантность. По-видимому один из секретов конструкции - малая толщина сооружения в самой верхней его части: всего 80 см. Возможно, это рекорд того времени для мостов данного типа. Евгенио Миоцци удалось достигнуть такого результата благодаря специально разработанной методике кладки, когда верхний "замок" арки окончательно "зашивался" уже после снятия опалубки, что позволило снизить "дефектные" напряжения в конструкции. Кроме того, как и при строительстве моста Риальто несколько веков назад,, был использован мощный свайный фундамент. При этом применялись сваи толшиной в треть метра, как вертикальные, так и забитые под наклоном. Это позволило решить типичную для арочных мостов проблему "распирающих" нагрузок.
Мост Скальци обладает еще одной интересной особенностью: его не только видно, но и «слышно» издалека. Дело в том, что он расположен совсем близко сразу от двух транспортных «ворот» города: от железнодорожного вокзала и от автобусной станции на площади Рома. Поэтому через переправу проходит много приезжих с чемоданчиками на колесиках. Уставшие путешественники уже не в силах поднять свою ручную кладь при спуске с моста. И вот, эти чемоданчики и сумки почти круглые сутки прыгают и стучат колесиками по его ступеням. Этот цокающий звук, конечно, можно услышать во многих местах Венеции, но здесь он, пожалуй, наиболее громок. Еще одним отличием моста является то, что на нем полюбили торговать иммигранты-африканцы. Правда, говорят, в последнее время с незаконной торговлей местные власти активно борются.
Мост Скальци сравнительно недавно (несколько лет назад) отремонтировали и пока, насколько нам известно, новый ремонт не запланирован. Иногда этот мост еще называют станционным или вокзальным из-за его близости к вокзалу Санта-Лючия. Хотя, наверное, дело не только в географической близости, но и в причинно-следственной связи: все-таки своим появлением на свет мост Скальци во многом обязан именно железнодорожному вокзалу.