Венецианское миниметро
Как известно, автомобили в Венецию не пускают. Их путь заканчивается на площади Рома, расположенной на въезде. Парковка происходит здесь же, но мест не всегда хватает. В этом случае нужно возвращаться на Tronchetto (это остров с большой автостоянкой, расположенный на западе, на "носу" "венецианской рыбы"), а оттуда выбираться обратно в город было очень неудобно. Власти Венеции не могли не обращать внимания на эту проблему, еще в 1996 году в план реорганизации площади Рима был включен новый проект – строительство миниметро. Маршрут People Mover, как назвали это новое для Венеции транспортное средство, был утвержден в декабре 2000 года, окончательный проект был принят только в 2004, а строительство затянулось до 2010 года и обошлось в 22 миллиона 700 тысяч евро вместо первоначальных 16 миллионов. Торжественное открытие миниметро состоялось 19 апреля 2010 года.
Внешне People mover – это что-то среднее между метро и лифтом. Миниметро преимущественно эстакадное, то есть и пути, и станции приподняты над землей. Эта система довольно распространена в Европе и США, появилась она еще в 60-е годы прошлого века. Такие сооружения часто используются в аэропортах и торговых центрах. Однако конструкция миниметро зачастую оригинальная – это может быть и классическое автоматизированное метро, и короткая линия монорельса. В венецианском People mover два вагона, которые тянет канат – по конструкции он похож на фуникулер. Длина пути – всего 857 метров, станций три: Tronchetto, Marittima (порт) и Piazzale Roma. Вместимость вагонов составляет 200 человек, время проезда – три минуты. Таким образом, за час миниметро способно перевезти больше трех тысяч человек. Максимальная скорость, с которой может ехать People mover – 26 километров в час.
Билет на миниметро можно купить в билетных кассах станций (на площади Рома это большое белое здание), стоимость – € 1. Ежемесячный абонемент обойдется в € 15. Со всех станций можно пересесть на водный городской транспорт - вапоретто, с одной из конечных – на городские автобусы, а такси можно поймать на обеих конечных станциях.
Часы работы People mover - с 7 до 23, интервал движения поездов – 7 минут.
Метро в Венеции
Миниметро – не единственный проект, задуманный администрацией Венеции для решения транспортных проблем. Неоднократно выносился вопрос и о строительстве настоящего метро. Так, в начале двухтысячных венецианская группа компаний и банков Actv разработала проект строительства подводного метро стоимостью в 340 миллионов евро. Линия метро должна была соединить аэропорт Тесера и Арсенал, пройти через остров Мурано, исторический центр Fondamente Nuove и гражданский госпиталь, от которого дойти до площади Сан Марко можно примерно за 10 минут. По задумке весь путь мог занять 14 минут. Длина ветки должна была составить больше восьми километров, диаметр тоннеля – 5,8 метров. Планировалось проложить метро на глубине 20 метров под водой. Для связи станций с сушей было предложено создать зоны с эскалаторами, лестницами, билетными кассами, подъемниками и торговыми точками.
Поезда метро должны были совершать восемь рейсов в час и перевозить до 300 пассажиров за раз, в день выходило бы по 30-40 тысяч человек, в год - шесть миллионов. Это половина от количества туристов, ежегодно приезжающих в Венецию.
Вокруг проекта сразу развернулась бурная полемика. Власти города настаивали, что строительство метро поможет избавиться от множества экономических и демографических проблем Венеции, например, остановить переселение жителей на материк. Однако члены городского совета придерживались иного мнения. Во-первых, строительство метро, по их мысли, может еще больше увеличить число иностранных туристов, как следствие – стимулировать все больший рост цен в городе, из-за чего местные жители не смогут нормально в нем жить. Во-вторых, метро может обострить и без того проблемную экологическую обстановку Венеции. Последний аргумент подтверждают и экологи. Венеция стоит на глинистом слое, под которым залегают водные озера и протекают подземные реки, а метро может этот слой разрушить.
В результате обсуждения проект отвергли, однако никто не может с уверенностью сказать, что к нему больше не вернуться. Вопрос «будет ли метро в Венеции» остается открытым.
Софья Дурынина