В 20-е годы IX века Александрия, где окончилась земная жизнь апостола Марка, и покоились его мощи, была под властью мусульман. Халиф приказал использовать мрамор христианских церквей для строительства своих дворцов. Храмам грозило разрушение, а христианским святыням - исчезновение. В это время в Египет прибыли на кораблях два венецианских купца – Буоно Трибуно да Маламокко и Рустико да Торчелло.
Надо заметить, что Венеция в эти годы формально подчинялась власти Византийского императора, запретившего своим подданным иметь сношения с мусульманским миром. Таким образом, купцы нарушали эдикт императора. Объяснения такого поступка жаждой наживы или случаем – разбушевавшейся стихией не кажутся нам убедительными. Венецианцы были искусными мореплавателями, а Средиземное море – их дом родной. Продать свои товары они могли и в более безопасном месте, не рискуя жизнью. Скорее здесь был политический заказ крепнущей Венецианской республики, жаждущей независимости от Византии, нуждающейся в Святом покровительстве.
Неслучайно, только высадившись на египетском берегу, купцы сразу же отправились в Александрию, чтобы поклониться мощам апостола Марка. В храме они застали священника Феодоро и монаха Ставрация Хранители святыни поведали купцам о нависшей над храмом угрозе. Буоно и Рустико предложили вывезти мощи Святого в Венецию. Там, в Венето апостол Марк основал церковь, там было его служение. Венецианцы почитают Святого, в Венеции мощи апостола Марка будут в безопасности. Феодоро и Ставраций отказались: жители Александрии не простят им пропажи мощей их Святого покровителя. Но упорные венецианцы продолжали уговаривать хранителей, обещая им взять обоих на корабль, убеждая, что в годы гонений разорение святыни неизбежно и будет на их совести.
Феодоро и Ставраций колебались, и тут вмешалось провидение. На глазах у них один христианин попытался отколоть кусок мрамора от церковной стены, чтобы её нельзя было взять для украшения дворца халифа, и тут же был жестоко избит. Хранители расценили это как знак свыше, и отдали венецианцам святыню, а чтобы избегнуть наказания, вместо мощей Святого Марка, они положили в раку мощи Святой Клавдии, не нарушив печати, которыми было скреплено шёлковое покрывало.
Когда мощи перекладывали из раки, по храму разлилось благоухание, чудный запах распространился по всему городу, и александрийцы заподозрили неладное. Александрийские христиане пришли в храм и захотели удостовериться в сохранности мощей апостола Марка. Увидев печати нетронутыми, несчастные успокоились, а между тем венецианцы перенесли мощи на корабль, спрятав их в корзине со свиными тушами. Мусульманская таможня побрезговала проверить корзину со свининой, и купцы с драгоценным грузом благополучно отплыли в Венецию.
Ночью поднялся сильный ветер. Одному из венецианцев в сновидении явился Святой Марк и велел спустить паруса. Разбуженные моряки убрали паруса на всех кораблях, и только утром поняли, какой страшной опасности они избежали: суда прошли совсем рядом со скалистыми островами, и если бы они шли на поднятых парусах, неминуемо разбились бы о скалы.
Поскольку разрешения на торговлю в Александрии у Буоно и Рустико не было, они решили не рисковать и прибыли сначала в Истрию, в Умаг, и оттуда уже послали венецианскому дожу Аньелло Партечипацио весть об обретении Святых мощей с просьбой о прощении за нарушение эдикта. Само собой разумеется, купцы были прощены, а мощи Святого апостола Марка со всей торжественностью доставлены в Венецию. Сначала Святые мощи разместили в домашней церкви дожей, освящённой в честь Святого апостола и евангелиста Марка, а затем в построенной специально для этого Базилике.
Апостол и евангелист Марк стал покровителем Венеции, и с этого времени начался расцвет Венецианской республики.