Венеция без авто-, мото-, вело- и конно-
Эта статья не типична для данного раздела: она не о том, что есть в Венеции, а о том чего в ней точно нет, а также о последствиях этого отсутствия. А нет в Венеции колесного транспорта. Машин всех размеров, мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов. На колесах тут перемещаются только чемоданчики и тележки. Чемоданчики, в основном, возят туристы. Это придает городу характерный цокающий звук: тут много ступеней и всяческих неровностей улиц. На тележках, часто оборудованных дополнительными «опорными» колесиками для удобства переезда через ступени мостов, торговцы возят свой товар.
Нужно сразу подчеркнуть, что полное отсутствие автотранспорта в Венеции – чрезвычайно важная особенность, это один из главных факторов, влияющих на формирование образа города. Приехавший сюда турист сначала даже не понимает в чем дело, просто чувствует, что почему-то вдруг стало хорошо. И вскоре выясняется, что стало ему хорошо не только из-за окружающей красоты, но и потому, что он может ходить по всему городу совершенно расслабленным, не думая о возможном наезде на него двух- и четырехколесных дымящих вонючих монстров.
Конечно, добавляются другие опасности: можно заглядеться на что-нибудь очень красивое и споткнуться на ступенях моста. Говорят, на новом мосту Конституции, расположенном у самого въезда в город, травмы такого рода не редки. Можно поскользнуться на покрытых слизкой тиной ступенях набережной. В «высокую воду» можно брести вдоль канала в сапогах и ненароком пересечь невидимую границу воды и суши. Ведь перил на набережных тут, как правило, нет. Например, отходить назад, выбирая место для фотосъемки, пока ноги не потеряют опору. Купание в одежде в этих обстоятельствах совершенно неизбежно, и такое в Венеции случается нередко.
Но вот попасть под колеса – это не здесь. Ходите свободно по улицам, дворам и площадям, пересекайте их где душе угодно, никаких светофоров, переходов и других подобных городских атрибутов. Впрочем, светофоры и дорожные знаки и в этом городе встречаются, но не на улицах, а на каналах, где и происходит транспортное движение. А на улицах и площадях – только указатели.
В Венецию на автомобиле
Однако нужно признаться, что приехать в Венецию на машине все-таки можно. В 1933 году, во времена правления Муссолини, была построена автодорога, соединяющая материк с островом. До этого времени в город вела только железная дорога, построенная в 1846 году во время австрийского правления. Теперь автомобильная и железная дороги идут рядом, образуя мост Свободы (Ponte della Liberta). - Но на автомобиле вы сможете лишь доехать до островной Венеции, тут же, на площади Рома или в припортовом районе Трончетто (Tronchetto), вам придется поставить машину на стоянку. А дальше – только пешком или на Вапоретто. С недавних пор из Трончетто можно выбраться на новом для Венеции транспорте – миниметро-фуникулере People Mover.
Фактически на автомобиле вас пустят не в саму Венецию, а только в ее «прихожую». Причем пустят за немалые деньги, поскольку стоянки тут очень не дешевы. Да и мест на этих стоянках не всегда хватает. Может оказаться, что придется уехать в Местре, оставить машину там, а потом вернуться на автобусе или электричке. Особенно, если ваш приезд совпал с каким-нибудь праздником, с карнавалом, например, или с регатой. Вот и решайте, стоит ли приезжать сюда на машине. Возможно, если вы совершаете долгий тур по Италии и взяли автомобиль на прокат. Но ведь приезжать в Венецию нужно на несколько дней, а лучше – на неделю. А тогда, наверное, будет разумнее сдать машину, а потом снова арендовать, сэкономив на стоянке и нескольких днях вынужденного простоя.
Кстати, отсутствие автомобилей – не только счастье, но и беда Венеции. Судя по опросам, одна из причин, по которой молодые люди покидают родной город, - именно невозможность активно использовать личный автомобиль. Такой вот жизненный парадокс.
Лошади в Венеции
Традиции ограничения личного наземного транспорта характерны для Венеции, они в глубине ее истории. Разумеется, в древние времена речь шла не об автомобилях, а о лошадях. Еще во второй половине XIV века лошади были главным средством передвижения по городу. Гондол в ту пору в Венеции было гораздо меньше чем лошадей. Но гондолы могли перевозить больше пассажиров и груза и оказались для Венеции более удобными. Совместить же конный транспорт с водным было невозможно. Причина проста: для нормально прохода лодок с грузом мостики Венеции должны быть очень «горбатыми», как сейчас. А это, естественно, неприемлемо для всадников и колесниц. Да и узкие венецианские улочки не способствовали росту «конного парка».
Сначала всадников стали ограничивать: во многих районах заставляли спешиваться, привязывать коней в специально отведенных местах. Постепенно гондола вытеснила лошадь, в XVI веке власти города издали запрещающий указ, и всадников в Венеции совсем не осталось.