Что такое вапоретто?
Вапоретто – основной общественный транспорт Венеции. Это сравнительно небольшие пассажирские суда, которые осуществляют перевозки не только по самой Венеции, но и по всей лагуне. По своему значению для города, вапоретто Венеции сравнимо с метрополитеном в крупных городах мира, это своего рода «водное» венецианское метро.
Конструкция судов обусловлена несколькими требованиями. Они должны проходить под сравнительно невысокими венецианскими мостами, прежде всего мостами Гранд-канала. Поэтому, например, они не могут иметь высокую капитанскую рубку. Суда не должны создавать большую волну. Это очень важно для Венеции, поскольку регулярная высокая волна разрушает набережные и строения. Они должны быть маневренными, быстро причаливать и отчаливать, должны быть приспособлены для перевозки инвалидов.
История вапоретто
Большинство туристов уверено, что Вапоретто – плод технического прогресса последних десятилетий. Но это совсем не так. Первый вапоретто появился в Венеции еще в 1881 году, пароход назывался Regina Margherita. Само слово Vaporetto переводится с итальянского просто как «пароход», хотя сейчас, конечно, все суда уже оснащены дизельными двигателями. Эксперимент с первым судном удался, вскоре была образована компания и построено еще восемь пароходов. Бизнес организовали французские предприниматели, суда также были построены во Франции, на верфи в Руане.
Разумеется, венецианские гондольеры сразу поняли, что появление вапоретто грозит им снижением перевозок пассажиров, а значит и потерей прибыли, поэтому прибытие новых пароходов было встречено ими враждебно. Борьба гондольеров с вапоретто, которая периодически выливается в демонстрации и забастовки, продолжается по сей день. Главные аргументы: катера загрязняют воздух и воду, создают опасную для гондол волну. Впрочем, сейчас уже никто не сомневается, что город не может обойтись без моторизованного водного транспорта, речь идет лишь о различных ограничениях. Например, было принято ограничение на максимальную скорость при движении по каналам: 8 км/час.
В 1901 году после проведенного референдума управление общественным транспортом Венеции перешло муниципалитету. Была образована Муниципальная компания внутреннего судоходства, в тот момент перевозки осуществляло 23 судна. Сейчас в компании работает около трех тысяч человек, и она носит более общее название - Муниципальная компания транспорта Венеции ACTV (Azienda Consorzio Trasporti Veneziano), поскольку занимается не только водным транспортом, но и автобусным. В ее распоряжении около 120 судов и 600 автобусов, курсирующих между аэропортом Марко Поло, Местре и площадью Рома в Венеции. У судов несколько конструкций, отличающихся размерами и количеством пассажиров. Самые распространенные вапоретто рассчитаны примерно на 200 человек. Суда ходят по расписанию, его можно посмотреть на сайте ACTV. Для удобства жителей и туристов имеется ночной маршрут с маркировкой N.
Стоимость проезда на вапоретто
Часто можно услышать, что вапоретто – самый дорогой в мире общественный транспорт. Это не совсем так. Конечно, если вы не житель Венеции и приехали на короткий срок, за каждую поездку придется заплатить 6,5 EUR. Но в Венецию нужно приезжать минимум на неделю. А вот на неделю проездной билет стоит уже 50 EUR. И за эти деньги вы сможете ездить на вапоретто любое количество раз, не только по Венеции, но и по лагуне: в Мурано, Бурано, Торчелло. Этот вариант уже не кажется таким дорогим. Для жителей Венеции билеты значительно дешевле, но при их покупке нужно предъявить документ, подтверждающий, что вы венецианец.