Вход во дворец со стороны моря, парадные «Бумажные ворота» работают только на выход. Билет стоит около 13 евро. Аудио-гида на русском языке нет. Маршрут по дворцу построен жестко, так что не заблудитесь и ничего не пропустите. Экскурсионные группы бродят по дворцу в первой половине дня, после обеда посвободнее. Поскольку мы были в ноябре, когда световой день короток, мы сначала побродили по внутреннему двору с двумя красивыми колодцами. Посмотрели лестницу Гигантов, убедились, что она и правда выглядит наспех прилепленной к фасаду. Полюбовались двухъярусными мраморными аркадами внутреннего двора.
Да, перед этим при входе есть маленький Museo dell’Opera с капителями от колонн, но мы, как и многие, проскочили его в стремлении быстрее попасть в богатые покои дворца. Посетители этого музея в основном одинокие туристы с аудио-гидами.
Из внутреннего двора по строгой и скромной мраморной лестнице (лестница Цензоров) мы поднялись на второй этаж и далее по Золотой лестнице к апартаментам дожа. Золотая лестница, конечно, очень красивая и золотая, но парадная лестница Зимнего дворца мне показалась краше и богаче, и, главное, изысканней. Дожей, как вы поняли, в Венеции не баловали, поэтому в их апартаментах жильем и не пахнет. Не сохранилось никаких бытовых вещей, только богато украшенные ренессансной пышнотелой живописью потолки и массивные камины. По пути вы встретите картины Карпаччо (увековеченного владельцем Harry’s Bar в популярнейшем блюде из сырого мяса «Карпаччо»), Беллини, Бордоне. Ну а если в Зале философов с портретами мыслителей древности вы завернете в небольшой коридор с лестницей наверх и внезапно обернетесь, то увидите над дверным проемом фреску Тициана «Св. Христофор», которую Тициан якобы нарисовал на спор за три дня. Знатоки утверждают, что «оно и видно, что за три дня». Фреска висит в таком неудобном месте, потому что предназначалась лично дожу, и тот ее лицезрел, спускаясь по лестнице из спальни.
Далее вновь по Золотой лестнице мы поднялись в цепочку помещений, проходя которые, мы должны были все больше впечатляться богатством и могуществом Венецианской республики. Бедные послы! Прежде, чем достичь Зала Коллегии, где их принимали, они должны были миновать сначала Квадратный холл с центральным плафоном Тинторетто и прочей обильной живописью вокруг, далее Зал Четырех дверей с большой картиной Тьеполо, в этом зале послы сидели и ждали аудиенции, после чего они проходили прихожую Зала Коллегий (4 Тинторетто и один Веронезе) и, наконец, вконец потрясенные достигали Зала Коллегий. Помимо приема послов в Зале Коллегий составляли проекты законов, которые потом утверждал Сенат в соседнем зале Сената (на потолке - Тинторетто).
Потом вас направят обратно в Зал четырех дверей, но в другие двери, в Зал Совета Десяти, где вершились самые черные дела республики. Совет десяти – венецианская тайная полиция со своей Тройкой (Совет Троих). Вызванные на допрос сидели в Зале с потайной дверью, в углу которого находится небольшое помещение Совета Троих, откуда в свою очередь есть выход в комнаты инквизиции и камеры пыток. Бррррр!
В Зале с потайной дверью с внешней стороны есть щель для доносов. В общем мрачное и мерзкое место, по-моему, до сих пор пропитанное страхом и унижением, несмотря на уже набившую оскомину ренессансное убранство.
Дальше, по идее, можно сразу пройти через длинный вестибюль и два небольших зала в Зал Большого совета, но на пути бархатный шнур и вас силком отправляют смотреть Оружейную палату. Моя память ее как-то не сохранила. Возможно из-за еще подросткового разочарования в рыцарях – уж очень низкорослыми они мне показались в рыцарском зале Эрмитажа.
Зал Большого совета очень большой. Может даже больше чем, например, ст. М. Ладожская в Питере. Заседало здесь более двух с половиной тысяч венецианских аристократов. Зал богато украшен живописью. На той стене, у которой сидели дож и члены Малого совета, огромная (22х7 м) картина Тинторетто «Рай» (начинал папа, а заканчивал картину сын Доменико). На картине очень многолюдно, что внушает оптимизм. Под потолком 66 портретов первых дожей, все кисти Доменико Тинторетто. Невольно задумываешься, чем венецианская вертикаль власти, которую из века в век старательно строила местная аристократия, отличается от нашей? В Венецию слетелось много знаменитых живописцев, я слышала, что если какой-нибудь аристократ не платил за роспись своего строящегося дворца, ссылаясь на безденежье, венецианская власть оплачивала работу сама, мотивируя это тем, что работы знаменитых художников останутся в веках и будут прославлять республику. В общем, поскольку имею родственников-художников, позавидовала в Большом зале Тинторетто-младшему – хорошую халтурку отхватил Доменико.
Вместо одного дожа – черный квадрат. Этот дож Марино Фальеро, который был обезглавлен в 1355 году за попытку государственного переворота. Благодаря черному квадрату теперь его имя известно каждому туристу, посетившему Дворец Дожей. Остальным дожам не так повезло. Портретная галерея дожей вплоть до последнего – Л. Манина, уступившему без боя Венецию Наполеону, - продолжается в соседнем Зале голосования, где подводились итоги выборов дожа. В этом зале находится картина Тинторетто «Завоевание крепости Зара», удивительно похожая, как верно подмечено в путеводителе издательства «Афиша», на «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, вернее «Покорение…» удивительно похоже на «Завоевание…».
Далее маршрут пролегает снова через Большой зал в юридические службы дворца. В Зале магистрата я поняла, что, может, кто-то пришел во дворец ради Большого зала, но я пришла ради трех картин Иеронима Босха. Я никогда не видела «живьем» его картины! От картины «Ад» невозможно было отойти. Сюрреалисты во главе с Сальвадором Дали отдыхают и нервно курят. К сожалению, ад, как и рай, тоже перенаселен…
После этого, войдя в настроение, мы прошли по Мосту Вздохов на другую сторону канала, где была тюрьма. Мост разделен посередине каменной стеной с двумя окнами. Таким образом, преступники, идущие туда, не могли встретиться лицом к лицу с идущими оттуда. Камеры, конечно, мрачные, но знаменитые преступники вроде Казановы сидели не в этой тюрьме, а в камерах, находящихся в самом Дворце под крышей. Есть отдельная экскурсия в эти места «Тайные маршруты», правда на русском ее нет, только на английском, французском и итальянском. После тюрьмы, пофотографировав с Моста Вздохов сквозь дырочку в каменной решетке лагуну, через залы комитета по борьбе с коррупцией (опять повеяло Родиной) и исполнению законов, мы попадаем на лестницу Гигантов с большими скульптурами Марса и Сатурна. Здесь короновали дожей, здесь же и казнили выше упомянутого Марино Фальеро. Прямо представляешь, как его голова катится по этой лестнице. Все-таки азиатские мотивы не только в ажурных арках венецианских дворцов, но и в некоторых привычках правящего класса.
Спускаемся по лестнице и через Бумажные ворота мимо вечно обнимающихся порфировых тетрархов с некоторым облегчением выходим на пл. Сан Марко, продуваемую вольным морским ветром, стараясь не думать, что между колоннами на Пьяцетте частенько качались трупы провинившихся венецианских граждан.